Asset Publisher

Ссылки ЗОЖ

Портал о здоровом образе жизни: 
www.takzdorovo.ru

Пензенский областной центр медицинской профилактики: 
profilaktika-penza.ru

Здоровый образ жизни

Здоровье человека среди всех жизненных ценностей занимает центральное место. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья. На здоровье человека оказывают влияние:

  • Образ жизни - 60%;
  • Наследственность – 20%;
  • Система здравоохранения – 10%;
  • Окружающая среда – 10%.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни. Существует несколько «Правил здорового образа жизни», при соблюдении которых Ваша жизнь станет более счастливой.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Помните! Здоровый образ жизни может стать планом мероприятий, подобранным индивидуально для каждого человека. Он должен  включать в себя описанные выше критерии, но, при этом, учитывается физиология и психология каждого человека, кто желает повысить уровень своего здоровья.

Придерживаться принципов ЗОЖ может и должен каждый человек, для этого не требуется специальная подготовка.

Обо всем этом более подробно можно найти информацию на Портале о здоровом образе жизни   http://www.takzdorovo.ru/ и на сайте Пензенского областного центра медицинской профилактики http://profilaktika-penza.ru/ru/.

29 June 2021, 14:55
21 July 2021, 16:33

Asset Publisher

Инфаркт можно предупредить!

Профилактика инсульта

Пройдите бесплатную диспансеризацию по полису ОМС

Диспансеризация. Онкоскрининг

Мужское здоровье

Избыточный вес и онкология

Горькая правда о сахаре

Маммография

Asset Publisher

Наркотики и дети

Дети 10–12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Учебные занятия и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят узнавать, как функционирует организм человека, например, и как конкретный наркотик может сказаться на нормальной жизнедеятельности организма. Они начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами.
На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, и что – зло.
Дети такого возраста любят что–нибудь коллекционировать. Эта страсть к коллекционированию часто развивается в неожиданном направлении, вместо кукол и моделей машин они начинают собирать плакаты, крышки и пробки от бутылок, вкладыши жевательных резинок "Super Gerl" (изображения обнаженных женщин) и другие предметы. Несмотря на все разнообразие таких коллекций, в них часто совершенно прозрачно просматривается определенная направленность, на которую взрослым необходимо обращать внимание. Например, коллекционирование определенного вида бутылок или крышек от бутылок может подтолкнуть к знакомству с алкоголем. Собирание пластинок или записей часто знакомит детей со словами и мыслями, которые могут оказаться для них непонятными, что вызовет растерянность и стресс. Взрослые должны знать, что коллекционируют их дети и помочь им отделить правду от вымысла, определить, заслуживает ли доверия та или иная идея.
Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие дети выглядят такими независимыми, они одеваются, как более старшие молодые люди, у них может быть уровень мышления взрослых и соответствующий лексикон. В действительности же эти дети все еще пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой школьного дня, и так же нуждаются в заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Они по–прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием, будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого–нибудь, кому они доверяют.
В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

Сегодня не только в Пензенской области, просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма:
– рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
– высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;
– значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
– полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);
– тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
– широкая доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение "порога страха" перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое) к состоянию, характерному для большей части молодежи
– феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
– неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;
– проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
– все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решение на правоохранительные органы;
– тенденции решать проблемы наркомании путем культурно–массовых мероприятий;
– все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
– существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);
– в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики; существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировыми показателями;

– существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы;
– ситуация с реабилитацией способствует созданию мифа о неизлечимости наркомании, что способствует утяжелению положения наркоманов;
– наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа.
Анализ литературных источников, журнальных статей, социологической статистики и собственных опытных данных позволил обнаружить обширный перечень факторов, способствующих наркотизации и алкоголизации молодежи.
Многие из факторов, которые повышают риск алкоголизма и наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.
Доступность алкоголя и наркотиков.
Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя. Действительно, несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.
Также, как и в случае неблагоприятного окружения и социальной необустроенности, необходимым является сотрудничество центров и администраций учебных заведений с правоохранительными органами, а также с органами государственного муниципального управления.
Семейная предрасположенность
Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в –4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную или другую зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском или зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать.
Задачей профилактики в данном случае является своевременное распознавание таких семей и необходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях – частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических и алкогольных веществ.
ФАКТОРЫ РИСКА В СЕМЬЕ И В ШКОЛЕ.
Родители испытывают трудности по управлению семьей:

  • родители испытывают воспитательную неуверенность (не могут пояснить свое поведение);
  • не контролируют поведение детей;
  • ведут себя непоследовательно, порой слишком сурово;
  • отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;
  • мать и отец конфликтуют между собой.

Родители попустительствуют в отношении потребления алкоголя и наркотических веществ.
Взрослые злоупотребляют алкоголем, табакокурением, потреблением других наркотических веществ. Родители не ждут больших достижений от своих детей. Имеются генетические особенности предрасположенности данной семьи к алкоголю и наркотическим веществам. Сексуальные извращения/насилие.
Существует недоброжелательный климат. Позиция школы по данному вопросу не определена. Педагогический коллектив находится в неведении относительно проблем табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков.
Учащиеся:

  • часто переходят из одной школы в другую;
  • имеют академические задолженности с 10–летнего возраста;
  • не участвуют в общественной жизни школа, класса;
  • пропускают занятия без уважительных причин или бросают учиться.

Учащимся навешиваются ярлыки "трудных".

Личностные
Личностными предпосылками к употреблению наркотиков могут быть следующие:

  • эмоциональная незрелость;
  • нервозность;
  • низкий самоконтроль;
  • деформированная система ценностей;
  • неумение удовлетворять свои потребности;
  • завышенная самооценка;
  • низкая устойчивость к стрессам;
  • болезненная впечатлительность;
  • обидчивость;
  • повышенная конфликтность.

Среди ровесников
Отмечаются проявления асоциального поведения в раннем возрасте, в том числе бродяжничество, бунтарство. Потребление наркотических веществ считается обычным делом. Отмечаются попытки принимать наркотики в раннем возрасте.
В большей степени, чем на родителей, подростки полагаются на мнение друзей, находятся под их влиянием. Подростки выбирают друзей, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики.
В обществе
Отмечаются лишения социального и экономического характера, в том числе безработица, особенно среди молодежи.
Члены сообщества недостаточно общаются друг с другом, дезорганизованы.
Алкогольные напитки, табачные изделия и наркотические вещества легко доступны. Законы и нормы, действующие в обществе, не препятствуют злоупотреблению алкоголем и. наркотическими веществами.
Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации подростков и молодежи можно выделить факторы, препятствующие или защитные.
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления наркотиков удерживает, по–видимому, целый ряд защитных факторов:
1. Чувство юмора
2. Внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный; стрессоустойчивость;
3. Важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
4. Привязанности – склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:
- преданность, близость, открытость;
- обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;
- убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);
- условия, способствующие возникновению привязанностей:
- возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
- успешное овладение необходимыми умениями;
- признание и одобрение умелых действий.
5. Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в общине.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
1. Стрессопрофилактика. Это не столько нейтрализация стрессфакторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стрессфакторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.
2. Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.
3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, транс–контрольные психотехники и т. д.).

Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы, включающего подготовленных соответствующим образом школьных психологов и социальных педагогов.

Врач нарколог Голубков  Е.А.

21 December 2021, 14:53
21 December 2021, 14:53

Asset Publisher